Лексикология и фразеология.
1. Какой частью речи являются подчеркнутые слова?
1. Решение этой задачи просто.
2. Ты просто почитай.
3. На первом же шагу встретились препятствия.
4. Офицеры побаивались его, солдаты же любили.
5. Даже не узнал, есть ли у нас телефон.
6. Не принести ли чего-нибудь поесть?
7. Работа началась всего несколько дней назад.
8. Коты сбежались со всего двора.
9. Это утверждение ложно.
10. Это мой дом.
11. А это ещё нужно доказать.
12. Лишь только солнце встало, мы уже вышли из дома.
13. Лишь бы успеть.
14. Несмотря на то что лил дождь, мы отправились на прогулку.
15. Несмотря на дождь, мы пошли гулять.
16. Он шёл, не смотря по сторонам.
17. Машины двигались навстречу.
18. Хозяева вышли навстречу гостям.
19. Не пришёл вследствие болезни.
20. В следствие вмешались юристы.
21. В случае отказа прошу предупредить.
22. В случае с письмом он повёл себя некорректно.
23. Он высказался относительно завещания.
24. Ваше предположение весьма относительно.
25. Завтра будет холодно.
26. Нас приняли холодно.
27. Выражение его лица слишком холодно.
28. Мы наслаждались яркими звёздами и тёплой ночью.
29. Я знаю, что его обрадует.
30. Глаза его стали спокойнее.
31. Действовал он уже спокойнее.
32. Он спокойнее отца.
33. Блестящие после дождя тротуары.
34. Блестящие успехи в обществе.
35. То начинал он плакать, то смеялся.
36. Скажи ему то же самое.
37. Мы еще не сделали то задание, а уже взялись за это.
38. Берись за то, что можешь выполнить.
39. Ночью нас никто не беспокоил.
40. Этого мне и не хватало.
41. Он вошёл с шубой и валенками.
42. Я знаю, как его удивить.
43. Я знаю, что его ничто не удивляет.
44. Приют наш мал, зато спокоен.
45. Есть минуты, когда не тревожит /Роковая нас жизни гроза.
2.Проиллюстрируйте фразеологизм (номер фразеологизма = последняя цифра в зачетной книжке), расскажите его этимологию.
0. умывать руки
1. ахиллесова пята
2. бальзам на душу
3. бесплатный сыр
4. в глубине души
5. газетная утка
6. комок нервов
7. перегнуть палку
8. положить зубы на полку
9. считать ворон
3. Вместо точек употребите один из паронимов, данных в скобках.
Группа школьников … (пришла - зашла) в музей на лекцию. Мы все завтра … (придем - выйдем) на стадион, чтобы посмотреть игру своей любимой команды. Перед подвигом защитников Отечества мы (преклоняем -склоняем) голову. Мы так давно не виделись, что вначале я его даже не (узнал -признал). На голове отца (одета - надета) меховая шапка.
4. Выделите синонимы, отличая их от слов, близких по значению, но не входящих с ними в один синонимический ряд.
Душевно рад, - начал он… - Надеюсь,любезнейший Евгений Васильевич, что вы не соскучитесь у нас, - продолжал Николай Петрович… - Так как же, Аркадий, - заговорил опять Николай Петрович… -Сейчас, сейчас, - подхватил отец (Т.) Через двести-триста лет жизнь на Земле будет невообразимо прекрасной, изумительной (Ч.) Он был добрый и отзывчивый человек, бесстрашный и храбрый летчик, умный, талантливый инженер.
5. Выделите в тексте слова, к которым можно подобрать антонимы. Запишите получившиеся антонимические пары.
Пестрая моя судьба послала мне столько замечательных людей, что их хватило бы на сотню таких, как я. Это не значит,что все они были моими друзьями или приятелями, но разве и простое знакомство с уникальными людьми, с их удивительными рассказами – не подарок? (Ю. Даниэль)