Стилистика.

Загрузка ...

1. Раскройте скобки, употребите данные в них слова в нужном падеже:

заведующий (лаборатория), благодаря (опыт и умелое руководство), вопреки (требования), руководитель (филиал), заведующий (кафедра), руководство (предприятие), согласно (приказ), управляющий (отдел).

2. Отредактируйте предложения с однородными членами.

1. Организация и участие в избирательной компании финансируется средствами самого депутата. 2. Университет ведет активную работу по подготовке и руководству аспирантами. 3. Необходимо организовать помощь и сотрудничество научно-исследовательских институтов. 4. Страховой рынок выявляет и реагирует на нарушения повышением тарифов и ужесточением условий страхования.

3. Найдите и исправьте ошибки в употреблении деепричастных оборотов.

1. Выезжая за границу, у туристов зачастую отсутствует медицинская страховка. 2. Транспортные услуги осуществляются перевозчиками, обеспечивая безопасность пассажиров и сохранность багажа. 3) В исключительных случаях принимаются к перевозке животные, соблюдая пассажирами указанные инструкции.

4. Найдите и исправьте ошибки в управлении.

1. Вопреки неблагоприятных погодных условий график работы аэропорта был восстановлен. 2. Вследствие изменению расписания движение поездов было приостановлено. 3. Управляющий производства отклонил данное предложение. 4. Руководитель предприятием обязан, в частности, контролировать соблюдение правил техники безопасности.

5. Устраните нанизывание (повторение) родительного падежа в предложениях.

1. Необходимо приближение уровня жизни населения к мировым нормам. 2. Целью партии является участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан. 3. Приоритетным является обеспечение повышения жизненного уровня населения нашей страны.

6. Отредактируйте предложения, используя типичные языковые конструкции официально-делового стиля.

Конструкции
Пример употребления
Ввиду (чего?)
Ввиду срочного отъезда из города …
В силу (чего?)
В силу отсутствия средств …
Вследствие (чего?)
Вследствие изменения расписания …
За неимением (чего?)
За неимением средств на покупку …
По причине (чего?)
По причине болезни …
Согласно (чему?)
Согласно утвержденному плану …
В связи (с чем?)
В связи с отсутствием …
Благодаря (чему?)
Благодаря помощи коллег …
За недостатком (чего?)
За недостатком средств …
В целях (чего?)
В целях решения этой задачи …
Во исполнение (чего?)
Во исполнение приказа …
В соответствии (с чем?)
В соответствии с договоренностью …
По причине (чего?)
По причине болезни …

Образец: В связи с тем, что я должен срочно уехать … — В связи со срочным отъездом …

1. Из-за того что я должен срочно ехать на родину … 2. Так как я болел в течение целого семестра . 3. Вследствие того что я опоздал на вокзал … 4. Поскольку расписание движения поездов было изменено … 5. Из-за того что я не имею денег на покупку билетов на самолет … 6. В силу того что у меня нет достаточного количества денег на лечение … 7. Прошу предоставить мне отпуск без сохранения содержания из-за состояния здоровья. 8. Хочу Вам сообщить, что график поставки товара не соблюдается. 9. Чтобы исполнить приказ ректора, курить в здании строго запрещается. 10. Для того чтобы решить эту задачу, необходимы дополнительные средства.

7. Прочитайте предложения, взятые из деловых бумаг. Найдите лексические ошибки и исправьте их.

1. Споры нередко доходили до прямых оскорблений во лжи. 2. Пишите Ваши инициалы полностью. 3. Эффективность режима экономии во многом зависит от того, насколько лимитируются финансовые расходы. 4. На вверенной Вам территории необходимо еще возвести клуб для жителей села. 5. Сим письмом извещаем Вас, что вышепоименованный документ приобщаем к делу.

8. Прочитайте предложения, взятые из деловых бумаг. Найдите слова, искажающие смысл фразы. Отредактируйте предложения.

1. Придется еще раз обсчитать все данные. 2. Осталось затвердить это на собрании. 3. Он отказал мне под благоприятным предлогом. 4. Это достигалось самыми неугодными средствами. 5. Он дал мне взаимообразно две тысячи рублей. 6. На заводе возникло нестерпимое положение.

9. Прочитайте языковые обороты, взятые из деловой корреспонденции. Устраните плеоназмы:

1) продолжающиеся далее инциденты; 2) сотрудничать вместе с Вами; 3) каждый в отдельности считает, что … ; 4) приложенное при этом заявление; 5) повторите снова Ваше предложение; 6) все еще остается нерешенным; 7) я прошу Вас … .

10. В данных предложениях найдите фразеологические обороты. Отметьте случаи ненормативного или ошибочного употребления фразеологизмов. Исправьте ошибки.

1. Умение смотреть прямо в глаза фактов приходит с опытом. 2. Бригадир давно махнул на те досадные неполадки, о которых говорили на собрании. 3. Такой руководитель любого саботажника подведет под ярлык. 4. Мастер не раз уверял собрание, что сделает все по силе возможности, однако порядки остались прежними.

11. Укажите, какие документы необходимо написать в следующих ситуациях.

1. Вы хотите досрочно сдать сессию. 2. Вы опоздали на экзамен. 3. Вы получили оборудование в клубе для проведения вечера. 4.Вам нужно перенести дату экзамена. 5. Вы не успели подготовить в срок необходимую документацию. 6. Вам необходимо, чтобы заработанную плату получил за вас ваш коллега. 7. Вы хотите устроиться на работу. 8. Вы не можете получить премию, так как уезжаете в командировку. 9. Вы получили во временное пользование дорогостоящее оборудование.

12. Исправьте ошибки (ошибки в предложном управлении, неправильный выбор предлога, пропуск предлога), допущенные в следующих предложениях.

1. Согласно этого мы уделим больше внимания второй точке зрения. 2. Благодаря импорта и экспорта файлов в разных форматах «монтажный стол» можно использовать при подготовке каких-либо файлов в формате RTF для Windows. 3. Интересные результаты получены изучением структуры некоторых дифференциальных уравнений. 4. В зависимости содержание, задачи и характер воздействия рекламные издания можно подразделить на два основных типа.

13. Отредактируйте предложения.

1. При проектировании узлов машин и механизмов, использующих газовую смазку, на первые позиции выходит математический эксперимент. 2. Полученные распределения освещенностей для каждого полигона упаковываются в световую карту, которая представляет из себя дополнительную текстуру. 3. Эта операция имеет под собой целью наведение порядка в налоговом законодательстве. 4. Это соотношение показало огромное влияние на развитие квантовой механики. 5. Идея дискретности пространства увлекала внимание выдающихся мыслителей с незапамятных времен.

14. Заполните таблицу. Укажите стилеобразующие факторы функциональных стилей. Используйте следующий материал для справок.

Сфера общения: 1) общественно-политическая; 2) правовая; 3) научная; 4) художественная; 5) бытовая.

Цель общения: 1) передача информации; 2) убеждение; 3) предписание или указание; 4) передача мыслей и чувств людей при их неофициальном личном общении; 5) эстетическое воздействие.

Функция языка и речи: 1) коммуникативная (обмен информацией в процессе общения); 2) когнитивная (познавательная — получение новых знаний о мире); 3) эмоциональная (экспрессивная — воздействие на собеседника, выражение чувств и эмоций); 4) аккумулятивная (накопление знаний).

Жанры: монография, доклад, репортаж, рассказ, реферат, аннотация, роман, патентное описание, протокол, словарь, справочник, передовая статья, очерк, диссертация, докладная записка, интервью, распоряжение, диссертация, отчет о проведении научно-исследовательской работы, автореферат диссертации, беседа на бытовую тему, выступление на собрании, доклад на конференции, методическое пособие, частное письмо, заявление, личный дневник, лекция, доверенность, учебник, сопроводительное письмо.

Признаки функциональных стилей: объективность, точность, логичность, лаконичность, эмоциональность, образность, стандартизованность, официальность, простота, обобщенность, конкретность, нормированность, спонтанность, аналитичность, аргументированность, подготовленность, стереотипность, безличность.

Языковые средства: термины; частотность употребления отглагольных существительных; канцеляризмы; экспрессивно окрашенная лексика; фразеологизмы; образные сравнения; частотность употребления инфинитивов; частотность употребления глаголов в форме первого и второго лица; краткая форма прилагательных; частицы; обращения; частотность употребления числительных; причастия; деепричастия; активность родительного падежа; частотность употребления сложных предложений; неполные предложения; предложения с императивом; вводные слова и конструкции; безличные предложения; пассивные конструкции; восклицательные предложения; абстрактные существительные; свободный порядок слов; эпитеты; метафоры.


Сфера общения
Цель общения
Функция языка и речи
Жанры
Признаки функциональных стилей
Языковые средства
Научный






Официально-деловой






Публицистический






Художественный






Разговорный